Выездная налоговая проверка, Налоговая проверка 2013, Налоговые проверки, Налоговые споры, Новосибирск, Проведение налоговых проверок, Проверка налогов, Проверки налоговых органов, Методы налоговых проверок, Обжалование решения налоговой, Акт выездной налоговой проверки, Возражения по акту выездной налоговой проверки, Новосибирская область, Лучший налоговый адвокат, Налоговая помощь, Налоговый юрист, Сопровождение налоговой проверки | Налоговые проверки арбитражный адвокат, налоговые споры
 

Отмена решения налогового органа в связи с нарушением процедуры привлечения к налоговой ответственности

Рубрика: Налоговые проверки, Налоговые споры: практика

Сопровождение налоговых проверок в Новосибирске,
представительство по налоговым спорам
тел. +7 (383) 375–02–80, т/ф +7 (383) 222–17–89
г. Новосибирск, ул. Каменская, 32, офис 903

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.  Прежде всего, речь идет о надлежащем извещении налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки и о предоставлении ему возможности до даты рассмотрения материалов проверки представить свои возражения по акту налоговой проверки. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения (ч. 14 ст. 101 НК РФ и ч. 12 ст. 101.4 НК РФ).

В приведенном ниже постановлении 8 Арбитражного апелляционного суда не в пользу налогоплательщика рассмотрена ситуация, когда его ознакомление с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля произошло за день до рассмотрения налоговым органом материалов проверки с учетом данных дополнительных материалов. Суд посчитал, что отсутствие ходатайства налогоплательщика о предоставлении ему срока для представления возражений по результатам ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля свидетельствует об отсутствии у него по существу таких возражений. При этом следует отметить, что суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, который внял изложенным доводам налогоплательщика о грубом нарушении процедуры привлечения к налоговой ответственности.    

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ (извлечение)

город Омск 16 июля 2012 года Дело № А46-2365/2012

Суд апелляционной инстанции признает ошибочной позицию суда первой инстанции о том, что налоговым органом существенным образом нарушена процедура рассмотрения материалов проверки.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводится проверки, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Таким образом, участие лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.

Как верно указал налоговый орган рассмотрение материалов налоговой проверки включает в себя несколько последовательных стадий.

В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного п. 7 ст. 101 НК РФ решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Соблюдение прав налогоплательщика, предусмотренных пунктом 2 статьи 101 НК РФ на участие в процессе рассмотрения материалов, ознакомление со всеми материалами проверки, и представление соответствующих объяснений обязывает налоговый орган соблюдать указанные права на стадии рассмотрения материалов проверки (дополнительных материалов налогового контроля), при этом налоговое законодательство не содержит требований, при вынесении итогового решения, к повторному исследованию и рассмотрению материалов проверки, возражений по ним, проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, ранее рассмотренных по отдельности.

Как обоснованно указал налоговый орган, оспариваемое решение вынесено тем же должностным лицом налогового органа, что рассматривало материалы камеральной проверки, возражения к ним, и дополнительные материалы налогового контроля, что о последовательности и непрерывности производства по делу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ) руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Извещением от 30.06.2011 № 11-16/04830 налогоплательщик был приглашен в налоговую инспекцию 18.07.2011 для рассмотрения материалов налоговой проверки (данное извещение вручено 04.07.2011).

Рассмотрение возражений общества и материалов камеральной проверки состоялось 18.07.2011 в присутствии генерального директора Общества – Шости Е.Г. По итогам рассмотрения возражений налоговым органом составлен протокол.

25.07.2011 вынесено решение № 71 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, копия которого лично вручена директору налогоплательщика – Шосте Е.Г.

Извещением от 12.08.2011 № 11-16/05980 налогоплательщик приглашен в налоговую инспекцию 23.08.2011 для ознакомления с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (данное извещение вручено 15.08.2011). При этом обществу предоставлено право на представление возражений (объяснений) по результатам проведенных мероприятий дополнительного контроля.

Одновременно, извещением от 12.08.2011 № 11-16/05981 налогоплательщик приглашен в налоговую инспекцию 24.08.2011 для рассмотрения возражений, которые могут быть представлены Обществом после ознакомления с дополнительными мероприятиями налогового контроля (извещение вручено 15.08.2011).

Таким образом, заблаговременно, 15.08.2011 налогоплательщик знал о датах ознакомления с дополнительными мероприятиями налогового контроля и рассмотрения возможных возражений, и не заявил о недостаточности времени на подачу возражений.

Более того, законодательство содержит специальную норму, регулирующую взаимоотношения сторон при недостаточности времени на представление возражений, в соответствии с п. 4 ст. 101 НК РФ, если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены в налоговый орган с нарушением сроков, установленных НК РФ, полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего НК РФ.

Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля рассмотрены 23.08.2011. С материалами, полученными в рамках проведения дополнительных мероприятий, налогоплательщик ознакомлен, в лице уполномоченного представителя Дулина В.А., о чем составлен протокол.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.11.2011 № 15726/10 указано, что суды при рассмотрении вопроса о существенном нарушении процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки обязаны выяснить, с какими документами и информацией не был ознакомлен налогоплательщик и каким образом подобная информация влияет на первоначальные выводы налогового органа, зафиксированные в акте проверки.

Между тем в судебном заседании указанные обстоятельства не заявлялись и не исследовались, и в не нашли своего отражения в материалах дела.

Таким образом, решения от 25.08.2011 № 517/11-16/06525 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 25.08.2011 № 95 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, приняты налоговым органом в отсутствие нарушений процедуры.

Сопровождение налоговых проверок в Новосибирске,
представительство по налоговым спорам
тел. +7 (383) 375–02–80, т/ф +7 (383) 222 – 1 – 789
г. Новосибирск, ул. Каменская, 32, офис 903

Перейти на страницы сайта:

Почитать публикации о выездных налоговых проверках:

  1. Налоговые проверки
  2. Сроки проведения выездных налоговых проверок
  3. Мероприятия налогового контроля в ходе выездной налоговой проверки
  4. Истребование документов в ходе выездной налоговой проверки
  5. Выемка документов и предметов в ходе выездной налоговой проверки
  6. Осмотр помещений и предметов в ходе выездной налоговой проверки
  7. Допрос свидетелей в ходе выездной налоговой проверки
  8. Какова вероятность проведения у Вас на предприятии выездной налоговой проверки
  9. Экспертиза в ходе выездной налоговой проверки
  10. Участие специалистов в выездных налоговых проверках
  11. Участие понятых в ходе выездной налоговой проверки
  12. Оформление результатов выездной налоговой проверки
  13. Возражения на акту выездной налоговой проверки
  14. Извещение налогоплательщика о рассмотрении материалов выездной налоговой проверки
  15. Рассмотрение материалов выездной налоговой проверки: участвовать в нем или нет?
  16. Рассмотрение материалов выездной налоговой проверки
  17. Обжалование результатов выездной налоговой проверки
  18. Составление жалобы на решение налогового органа по результатам выездной налоговой проверки
  19. Обеспечительные меры налогового органа

Перейти на другие  публикации сайта о камеральных проверках:

  1. Камеральная проверка: Общие положения
  2. Срок проведения камеральной проверки
  3. Ошибки и противоречия в налоговой декларации
  4. Обязанность представления документов вместе с налоговой декларацией
  5. Особенности камеральной проверки налоговой декларации по НДС
  6. Оформление результатов камеральной проверки
  7. Возражения на акт камеральной проверки
  8. Извещение о рассмотрении материалов камеральной проверки
  9. Участвовать или нет в рассмотрении материалов камеральной проверки?  
  10. Рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки
  11. Оспаривание решения ИФНС по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки
  12. Апелляционная жалоба на решение налогового органа по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки
  13. Обеспечительные меры налогового органа
  14. Обжалование в Арбитражный суд решения налогового органа по результатам камеральной проверки

Оставить комментарий

*


Hide me
Видеоконсультация налогового юриста (6 мин. 45 сек). Бесплатно!
Ваш e-mail: *
Show me